Главная » Статьи » Записки ниндзя |
Большую славу в позднейшие века получили те общинники, чья деятельность не вписывалась в рамки «Уложения о монахах и монахинях». Такими были «подвижник Эн» 役行者, Эн-но гё:дзя, «высокодобродетельный Гё:ки» 行儀大徳, Гё:ки-дайтоку, а также До:кё:, притязавший на верховную власть в стране. Мы расскажем о них, опираясь на сведения из «Продолжения Анналов Японии» и из «Японских легенд о чудесах». Многие статьи «Уложения о монахах и монахинях» имеют целью прекратить самовольную деятельность в народе подвижников 行者, гё:дзя, вроде «мирянина Эн» 役優婆塞, Эн-но убасоку, известного также под прозвищем «Эн Маленький Рожок» (или «Маленькие Рожки») 役小角, Эн-но Оцуну (Одзуну). Даты его жизни неизвестны, в источниках он именуется мирянином, хотя из его жизнеописания вполне следует вывод, что он «вышел из дому», пусть и не принял надлежащего монашеского посвящения. Его считают основателем отшельничества сюгэндо:. В «Продолжении Анналов» под 699 г. о нем говорится: «Подвижник Эн (Эн-но гё:дзя) по прозвищу Малый Рог (Оцуну) сослан на остров Идзу. Сначала он жил на горе Кацураги и был известен тем, что знатно колдовал. …Но затем Малый Рог стал пользоваться своей магической силой во вред и смущать народ. Сбился с пути истинного, потому и был приговорен к ссылке. О нем ходили слухи, что Малый Рог по воле своей чертями и божествами повелевает, они ему воду таскают, хворост собирают, а кто откажется повиноваться, того так свяжет колдовскими чарами, что тот и пошевелиться не может» (Перевод А.А. Накорчевского. См.: Накорчевский А.А. Японский буддизм: история людей и идей (от древности к раннему средневековью: магия и эзотерика). СПб., 2004. С.212).
Подробный рассказ о «мирянине Эн» приводится в первом свитке «Японских легенд о чудесах» (I-28). Об Эн говорится, что он родился в земле Ямато недалеко от гор Кацураги, «с рождения он был мудр, был первым в учении и жил с верой в Три Сокровища» (Здесь и далее «Легенды» цитируются в переводе А.Н. Мещерякова. См. Нихон рё:ики. Японские легенды о чудесах. Свитки 1-й, 2-й и 3-й. Перевод со старояпонского, предисловие и комментарий А.Н. Мещерякова. СПб., 1995. С.64-65). При этом Эн был и подвижником даосских искусств — «мечтал летать на пятицветном облаке за краем необъятного неба, быть званым во дворец горных отшельников, отдыхать в Саду вечности, лежать среди цветов и вдыхать живительный воздух». Однако отшельничеству он предался уже в возрасте пятидесяти лет: «поселился в пещере, сплел одежду из трав, пил росу с сосновых иголок, купался в источниках чистых, смывая с себя грязь мира желаний», — и читал «Сутру о Великой паве», благодаря чему обрел чудесные силы и смог повелевать духами и богами. В «Легендах» источником его чудес назван Закон будды.
Сообщается также, что Эн проклял бога-клеветника, и тот так и не смог освободиться от проклятия. Подвижник Эн считается основателем многих горных храмов и молелен по всей Японии. В 1795 г. указом государя Ко:каку он получил величание Дзимбэн-дайбосацу 神変大菩薩, «Великий бодхисаттва, обращавший богов».
Источник: http://Н.Н. Трубникова. Сетевая версия — август 2008 г. | |
Просмотров: 13014
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |