Главная » Статьи » Записки ниндзя

Эн-но гёдзя – основатель сюгэндо

Большую славу в позднейшие века получили те общинники, чья деятельность не вписывалась в рамки «Уложения о монахах и монахинях». Такими были «подвижник Эн» 役行者, Эн-но гё:дзя, «высокодобродетельный Гё:ки» 行儀大徳, Гё:ки-дайтоку, а также До:кё:, притязавший на верховную власть в стране. Мы расскажем о них, опираясь на сведения из «Продолжения Анналов Японии» и из «Японских легенд о чудесах».
 

Многие статьи «Уложения о монахах и монахинях» имеют целью прекратить самовольную деятельность в народе подвижников 行者, гё:дзя, вроде «мирянина Эн» 役優婆塞, Эн-но убасоку, известного также под прозвищем «Эн Маленький Рожок» (или «Маленькие Рожки») 役小角, Эн-но Оцуну (Одзуну). Даты его жизни неизвестны, в источниках он именуется мирянином, хотя из его жизнеописания вполне следует вывод, что он «вышел из дому», пусть и не принял надлежащего монашеского посвящения. Его считают основателем отшельничества сюгэндо:.Энно гёдзя

В «Продолжении Анналов» под 699 г. о нем говорится: 

«Подвижник Эн (Эн-но гё:дзя) по прозвищу Малый Рог (Оцуну) сослан на остров Идзу. Сначала он жил на горе Кацураги и был известен тем, что знатно колдовал. …Но затем Малый Рог стал пользоваться своей магической силой во вред и смущать народ. Сбился с пути истинного, потому и был приговорен к ссылке. О нем ходили слухи, что Малый Рог по воле своей чертями и божествами повелевает, они ему воду таскают, хворост собирают, а кто откажется повиноваться, того так свяжет колдовскими чарами, что тот и пошевелиться не может» (Перевод А.А. Накорчевского. См.: Накорчевский А.А. Японский буддизм: история людей и идей (от древности к раннему средневековью: магия и эзотерика). СПб., 2004. С.212).
Считается, что важным источником чудес Подвижника Эн была малоизвестная тогда в Японии «Сутра о матери будд, светлой государыне, Великой Паве», 仏母大孔雀明王経, «Буцубо Дай Кудзяку мё:о:-кё:», санскр. «Махамаюри-видьяраджни-сутра». 
Санскритское имя «Маюри» обозначает самку павлина. «Великая Пава» 大孔雀, Дай Кудзяку — Махамаюри, одна из «светлых государынь» 明王, мё:о:, почитаемых в «тайном учении», иногда ее чтут как «государя». Если «небесные государи» выступают как защитники буддийского Закона, то «светлые государи» в основном как помощники в разрушении заблуждений. Павлин считается птицей, способной пожирать ядовитых змей, отсюда важнейшая роль Махамаюри — помогать исцелению от яда, а также преодолению страстей, именуемых «тремя ядами» 三毒, сандоку, то есть алчности, гнева и глупости. Махамаюри изображают сидящей на цветке лотоса на спине у павлина, раскинувшего крылья, сияние от тела «государыни» отражается на перьях павлиньего хвоста. В своих четырех руках «государыня» держит павлинье перо, плод «полноты следствий» 具縁果, гуэнка, цветок лотоса на длинном стебле и «плод счастливого знамения»吉祥果, китиё:ка.

ритуал сюгендо

 

Подробный рассказ о «мирянине Эн» приводится в первом свитке «Японских легенд о чудесах» (I-28). Об Эн говорится, что он родился в земле Ямато недалеко от гор Кацураги, «с рождения он был мудр, был первым в учении и жил с верой в Три Сокровища» (Здесь и далее «Легенды» цитируются в переводе А.Н. Мещерякова. См. Нихон рё:ики. Японские легенды о чудесах. Свитки 1-й, 2-й и 3-й. Перевод со старояпонского, предисловие и комментарий А.Н. Мещерякова. СПб., 1995. С.64-65). При этом Эн был и подвижником даосских искусств — «мечтал летать на пятицветном облаке за краем необъятного неба, быть званым во дворец горных отшельников, отдыхать в Саду вечности, лежать среди цветов и вдыхать живительный воздух». Однако отшельничеству он предался уже в возрасте пятидесяти лет: «поселился в пещере, сплел одежду из трав, пил росу с сосновых иголок, купался в источниках чистых, смывая с себя грязь мира желаний», — и читал «Сутру о Великой паве», благодаря чему обрел чудесные силы и смог повелевать духами и богами. В «Легендах» источником его чудес назван Закон будды.статуя Энно гёдзя Одзуну


Эти силы Эн-но убасоку в «Легендах» использует не только ради собственной выгоды: он созывает богов и духов для строительства моста между горами Канэ и Кадзураги. Вероятно, это деяние должно было послужить на пользу будущим отшельникам, которые решились бы путешествовать по горам. Одновременно мост мог бы служить для них испытанием, так как взобраться на него смогли бы лишь немногие. Один из богов гор Кадзураги, недовольный принуждением к работе, клевещет на Эн перед государем Момму, заявляя, что Эн хочет свергнуть государя. Момму отдает приказ схватить Эн, но тому удается скрыться. Тогда государевы люди хватают мать Эн, и ему приходится выдать себя, чтобы ее отпустили.

Отправленный в ссылку на остров Идзу, Эн продолжает являть чудеса: летает, подобно фениксу, ходит по морю, как посуху, днем пребывает на острове, а ночью переносится на гору Фудзи. Позднее эта гора стала в Японии главным местом для поисков бессмертия. Пытаясь заслужить прощения и «оказаться поближе к государю», Эн взбирается на Фудзи по лезвию меча — то есть воспроизводит известный из «Записей о деяниях древности» способ доказать свою правоту. Через три года государь все же призывает Эн к себе, но о чем они беседуют, в «Легендах» не сказано. Говорится, что много позже, когда монах До:сё: учился на материке, тигры страны Силла числом в пятьсот пожелали послушать его проповедь о «Лотосовой сутре» — возможно, желая убедиться, что по этой сутре любое существо, даже хищный тигр, может стать буддой. Когда До:сё: проповедовал им в горах, среди тигров оказался человек, задававший вопросы по-японски. Он представился как Эн-но убасоку. До:сё: признал в нем «святого» 聖, сэй, и собирался было почтить, но не успел спуститься с помоста для проповеди, как Эн исчез.

 

 

Сообщается также, что Эн проклял бога-клеветника, и тот так и не смог освободиться от проклятия. Подвижник Эн считается основателем многих горных храмов и молелен по всей Японии. В 1795 г. указом государя Ко:каку он получил величание Дзимбэн-дайбосацу 神変大菩薩, «Великий бодхисаттва, обращавший богов».

 

 

сюгендо



Источник: http://Н.Н. Трубникова. Сетевая версия — август 2008 г.
Категория: Записки ниндзя | Добавил: Пума (25.02.2012) E
Просмотров: 12933 | Теги: япония религии, гедзя, Нинзя, энно, гёдзя, ниндзя, сюгендо, кудзи-ин, религия ниндзя, кандзя | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]